Жарова Татьяна Александровна, педагог-психолог
Кризис трех лет у ребенка: как вести себя родителямВашего ласкового и спокойного ребенка будто подменили и он превратился в кричащего деспота и нехочуху? «Все в порядке! – успокаивают психологи. – Это очередной этап развития малыша». Почему возникает кризис трех лет? Главные причины появления «кризисного» поведения у дошколенка – стремление к независимости и уважению к себе, проверка своих возможностей и ощущение взрослости. Ближе к трем годам ребенок начинает осознавать, что он отдельная личность и может вполне обойтись без помощи родителей. В этом возрасте малыш понимает, что может идти, кушать, одеваться, мыться, убираться в комнате без папы и мамы, поэтому все чаще мы слышим от него «Я сам!» и «Не хочу!». Детская самоуверенность диктует ребенку, что он вообще все может делать и решать самостоятельно. Вот только почему-то не все получается: шнурки путаются, пуговицы не застегиваются, одеяло сбивается. Осознание своего бессилия или непонимание со стороны старших вызывает у ребенка бурный всплеск эмоций. Именно поэтому трехлетний возраст связан у взрослых с криками, слезами, истериками и поступками, когда кажется, что ребенок все делает наперекор. Но в любом случае важно понимать, что без этого периода в развитии детской психики не обойтись. Переход к очередной ступеньке самосовершенствования дает ребенку новый жизненный опыт и осознание собственной значимости, развивает познавательную активность, настойчивость, самостоятельность, вырабатывает силу воли и гордость за собственные достижения. Основные признаки кризиса трех лет Кризис необязательно возникает ровно в три года. Он может проявляться от 2,5 до 4 лет и протекать по-разному: у одних детей ярко выраженно, у других – спокойнее. Это зависит от эмоциональных особенностей и характера ребенка, а также от терпения и правильного поведения родителей: без лишних ограничений, запретов и гиперопеки. · Негативизм Ребенок не просто не слушается взрослых, а стремится сделать все наоборот только потому, что ему кто-то сказал. Ведь он считает себя взрослым, поэтому делает только то, что хочет сам, и наотрез отказывается от всего предложенного другими членами семьи. «Нет! Не буду!» – его первая реакция на все. · Упрямство Ребенок продолжает требовать чего-то только потому, что он уже это попросил. И даже если в процессе конфликта он понимает ненужность предмета или бессмысленность действия, ребенок не хочет отступать от первоначального решения. «Я так хочу!» – настаивает он на своем. · Строптивость Эта черта проявляется в нежелании подчиняться всем правилам и нормам, которые исходят от родителей, начиная от утреннего туалета и заканчивая сном. Ребенок не хочет мыть руки, чистить зубы, держаться за руку, надевать варежки, есть кашу, здороваться и т. д. Почему? «Потому что!» – и это ответ на все вопросы. · Стремление к самостоятельности Ребенок стремится сделать сам все, даже то, чего раньше никогда не делал. И неважно, что это: накачивание колес детского велосипеда, заваривание чая или даже приготовление еды. По этой причине своевольный возраст довольно опасен: такие «подвиги» желательно держать под контролем, ведь неизвестно, куда может завести проверка своих возможностей и любознательность. «Я сам!» – упорно твердит ребенок. · Стремление к подчинению окружающих (протест, деспотизм, обесценивание) Все негативные проявления, включая топанье ногами, слезы и крики, направлены на одно: заставить окружающих сделать так, как хочет он. «Я сказал!» – довольно распространенная фраза маленького манипулятора. Если ребенок чувствует, что с его мнением не считаются и не дают что-то сделать самому, он бунтует против прежних отношений и конфликтует с родителями. «Я главный!» – при этом ребенок ругает и обзывает их, ломает любимые игрушки, рвет книжки или тиранит других детей в семье, требуя внимания только к себе. Как смягчить кризис? Кризис трехлетнего возраста желательно пережить с наименьшими потерями и наибольшими приобретениями. Особенно важно поддержать при этом ребенка – ему еще тяжелее, чем вам, ведь он не всегда может понять и объяснить, что с ним происходит. · Спокойствие Главное, что должны усвоить родители, это принцип Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие...». Помните, ребенок действует на конкретную ситуацию, и это не значит, что он вас не любит и занят только вынашиванием грандиозных планов, как опозорить вас или выставить плохими родителями. Не поддавайтесь на его провокации, не реагируйте на проявления эмоций собственным негодованием и истериками, чтобы такое поведение не стало привычным способом управлять вами. · Положительное отношение Ребенку часто кажется, что его не любят, потому что ему не подчиняются. Кроме того, ребенок не различает отношение к нему как к личности и отношение к его поступкам. Поэтому взрослым нужно объяснить малышу, что он сделал неправильно, но любите вы его в любом случае. · Формирование опыта Дайте ребенку проявлять самостоятельность и возможность накопить собственный опыт. Все, что может сам, пусть делает: запутает шнурки, перепачкает во время рисования одежду, прольет воду, поливая цветы. Здесь важно поддерживать ребенка, обращаясь с просьбами, а также хвалить и поощрять. Если вы будете уважать детские поступки и решения, ребенок спокойно обратится в дальнейшем к вам за помощью, когда она ему действительно понадобится. · Отсутствие сравнений Многие родители совершают распространенную ошибку, сравнивая ребенка с другими. Чувство конкуренции в этом возрасте ещё не развито, а обида на родителей и неприязнь к другому «хорошему» мальчику или девочке могут появиться. В таких случаях сравнивайте собственные достижения ребенка – что не умел и чему научился. · Право выбора Чаще предлагайте ребенку выбор, а не категоричный приказ: пусть выберет одежду для детсада из пары комплектов или съест одно из двух блюд для завтрака, определится с местом прогулки из предложенных вами вариантов. Спрашивайте у ребенка о его желаниях и подчеркивайте, что он сам так решил. И неважно, приходится ли ему есть суп вилкой или тащить на площадку тяжелую игрушку – главное, что он сам так решил. Пусть ребенок с детства учится принимать решения и отвечать за них. · Гибкость Конечно, потакать ребенку во всем нельзя, но бывают случаи, когда проявить твердость просто невозможно. Особенно это касается скандалов в общественных местах. Пик гнева лучше спокойно переждать или отвести малыша туда, где нет «зрителей», а потом проявите гибкость, переключив внимание на что-нибудь другое. Когда ребенок успокоится, не стоит накидываться на него с упреками, лучше озвучить свои чувства и переживания: «Мне было так стыдно! Я была так расстроена!». · Гордость за свои успехи Кризис трех лет приводит к новому восприятию себя самого. Осознание того, что ребенку есть чем гордиться, очень важно. Поэтому подводите его к собственным достижениям. Для этого всегда есть возможности: сам умылся, причесался, убрал игрушки, покушал, помог и т. д. 4 декабря 2018 в 12:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.